
Китайская версия советского М-72: мы забыли, а они подняли и зарабатывают!
22.03.2025Информация о китайском мотопроме доходит до нас нечасто, но факт, что они до сих пор активно копируют советскую технику, многих удивляет. Конечно, копирование для китайцев — дело привычное, но зачем им реплика давно устаревшего ИМЗ М-72?
История началась в 1957 году, когда СССР передал Китаю всю техническую документацию на мотоцикл М-72 — своеобразный подарок. Китайцы, с их характерной расторопностью, закупили необходимое оборудование и начали выпускать свою версию тяжелого мотоцикла под названием Chang Jiang («Чанг Цзян»).

Еще раньше, в 1950 году, Пекинский автомобильный завод №6 Народно-освободительной армии занимался другой копией — мотоцикла, созданного методом реверс-инжиниринга немецкого Zundapp KS500. Производство этой модели началось в 1951 году, и всего было выпущено 4 248 экземпляров. Однако с появлением М-72 от этой версии отказались. Как показывает история, немцев копировали многие, но китайцы делали это с особым усердием — и продолжают до сих пор.

Китайская копия М-72, получившая название CJ750, выпускалась в различных модификациях и долгие годы оставалась практически неизменной. На начальном этапе использовались советские детали, поэтому ранние CJ750 были почти идентичны М-72. Однако отзывы о мотоцикле были не самыми лестными: слабый двигатель, жесткая коробка передач, некачественная отделка. Часто владельцы заменяли штатные карбюраторы на более надежные японские.

В 1998 году компания Chang Jiang представила модель CJ750 M1M, которая до сих пор используется китайской армией. Мотоцикл комплектуется коляской, окрашен в черный или армейский зеленый цвет и оснащен 4-тактным 2-цилиндровым двигателем с воздушным охлаждением объемом 746 куб. см и мощностью 23 л.с.

Трансмиссия включает 4-ступенчатую коробку передач и сухое дисковое сцепление. Привод на заднее колесо осуществляется карданным валом. Сухая масса мотоцикла — 360 кг, объем топливного бака — 22 литра, расход топлива — 7 л на 100 км. Максимальная скорость — 90 км/ч.



Недавно компания Chang Jiang представила новую модель — CJ650. Конструкция была значительно доработана: рама и задняя подвеска стали стальными, карданный привод заменили на цепной. Новый 2-цилиндровый 650-кубовый двигатель от известного производителя CF Moto выдает 72 л.с., что превосходит показатели «Урала» — прародителя CJ750. Кроме того, мотоцикл соответствует современным экологическим стандартам.



Внешний вид CJ650 уже не напоминает классические советские модели. Китайские дизайнеры придали мотоциклу современные черты, хотя ностальгические нотки в его облике все же угадываются. Таким образом, китайцы продолжают играть на чувствах поклонников ретро-мототехники, одновременно предлагая более современные решения.
Комментарии: