Какая мотоциклетная экипировка самая безопасная? Объяснение новых стандартов и рейтингов CE, вступающих в силу с 2024 года.  Часть вторая.

Какая мотоциклетная экипировка самая безопасная? Объяснение новых стандартов и рейтингов CE, вступающих в силу с 2024 года.  Часть вторая.

08.02.2024 0 Автор admin

Это вторая часть материала о новых стандартах мотоэкипировки. Первую часть Вы можете прочитать здесь:  https://carbon-irk.ru/2024/02/08/kakaja-motocikletnaja-jekipirovka-samaja-bezopasnaja-objasnenie-novyh-standartov-i-rejtingov-ce-vstupajushhih-v-silu-s-2024-goda-chast-pervaja/

Чем новое тестирование одежды для езды на мотоцикле отличается от предыдущего стандарта?

С середины 1990-х годов вся мотоциклетная одежда, одобренная СЕ, подвергается испытаниям на истирание на машине «Кембридж» (Cambridge), в которой используется абразивная лента определённого класса, циркулярно движется со скоростью 29 км/час. Испытуемый образец материала прижимается к ленте с некоей установленной силой, при этом щётка очищает ленту от мусора, а тонкая металлическая проволока за образцом ломается и прекращает испытание, когда материал протирается насквозь.

Дармштадтская машина (Darmstadt machine) протирает о бетонную плиту испытуемый образец ткани, который зажимают в специальных лапах с выступающими упругими насадками (имитирующими по твёрдости суставы человеческого тела), со скоростью предписанных оборотов в минуту. Критерий «годен/не годен» определяется наличием отверстия в испытуемом образце. Отверстие не должно быть больше 5 мм в любом измерении.

Более ранние «черновые» версии испытаний стандарта prEN 17092 также требовали расчёта расстояния скольжения от образца, впервые соприкоснувшегося с бетонной поверхностью, до его остановки, а также времени замедления до полной остановки. Так было, пока не было указано, что если производители одежды используют эту информацию в их рекламе, и гонщик получил травму на меньшей скорости или за меньшее время, чем заявлено, то поставщику может быть очень сложно защитить эти претензии в суде. Дармштадтский тест создаёт просто некий эталон (так же, как и раньше в машине Cambridge). Например, девять заявленных секунд истирания кожи не означают, что вы гарантированно сможете скользить в этой кожаной одежде течение девяти секунд до протирания опасного отверстия и контакта с кожей. Этот параметр может быть меньше, а может быть и больше, в зависимости от множества различных факторов реального мира (начальной скорости, веса пилота, шероховатости дорожного покрытия, наличия на нём элементов, которые могут прорезать материал и т.д.).

Поскольку Дармштадтская машина не будет при испытании работать до тех пор, пока образец не будет уничтожен, она не так полезна для исследований и разработок, как машина «Кембридж». А значит компания-производитель должна представить свой образец для соответствия желательному стандарту, а затем посмотреть, соответствует ли он требованиям. Это означает, что компания, стремящаяся к AA, могла бы соответствовать требованиям AAA, но не узнала бы об этом, если бы снова не заплатила за тест. Точно так же, если они выбрали ААА, они не будут знать, в какой момент произошёл сбой, если он действительно произошёл. При испытании на дармштадской машине конечная точка теста наступает, когда машина перестаёт вращаться, а не когда образец выходит из строя. Поэтому новый тест возможно, не выдерживает таких строгих испытаний, как на Кембриджской машине по старым стандартам, но это и не требуется отрасли — этот метод помогает установить уровень, который могут пройти многие материалы, используемые в настоящее время. Есть неофициальные свидетельства того, что тканевые и кожаные предметы экипировки, не отвечающие требованиям стандарта EN 13595, спасли людей в реальных авариях. EN 17092 — очень необходимый стандарт, который позволяет сертифицировать текущую технологию продукции, благодаря которому некоторые материалы, используемые в нижней части рынка, отфильтровываются.

Тем не менее, все понимают, что вещи, испытанные по стандарту EN13595 гораздо боле качественные и безопасные на истирание.

EN13595 использует два уровня испытаний, при этом тело разделено на четыре зоны: зона 1 должна иметь защиту от ударов, и вместе с зоной 2 эти защита должна длиться четыре секунды (на машине Cambridge), чтобы соответствовать уровню защиты 1, и 7 секунд, чтобы соответствовать уровню 2. Для зоны 3 требуется 1,8 секунды для уровня 1, и 2,5 секунды для уровня 2. Зона 4 может использоваться для вставок вентиляции и эластичных панелей, но всё равно должна продержаться 1 секунду на абразивной ленте для уровня 1, и 1,5 секунды для уровня 2.

Новый стандарт безопасности для мотоэкипировки EN17092 имеет пять уровней испытаний, охватывающих три ключевые зоны одежды — зону 1, зону 2 и зону 3, с образцами, протестированными на машине Darmstadt, которая вращает их с заданной скоростью с прижимом о бетон, до тех пор, пока не выйдет установленное время.

Классификация AAA: высший уровень, машина вращается со скоростью 707,4 об/мин (скорость держателя образца эквивалентна 120 км/ч) в зоне 1, со скоростью 442,1 об/мин (эквивалентно примерно 75 км/ч) в зоне 2 и со скоростью 265,3 об/мин. (эквивалентно примерно 45 км/ч) в зоне 3.

Классификация AA: больше подходит для туристического снаряжения, стандарт определяет испытание зоны 1 при 412,6 об/мин, 265,3 об/мин в зоне 2 и 147,4 об/мин (эквивалент около 25 км / ч) в зоне 3.

Классификация A: считается пригодной для езды по городу, при этом для зоны 1 требуется 265,3 об/мин, а для зоны 2 — 147,4 об/мин. К материалам для зоны 3 не предъявляются требования по устойчивости к истиранию.

Класс B такой же, как и A, но защита от ударов не требуется.

Классификация C охватывает такие материалы, как нижние сетчатые подкладки комбинезонов и курток, в которые вставляются протекторы от ударов при езде по бездорожью.

Важно понимать, что скорость держателя образца не является верным показателем скоростей, при которых будет обеспечиваться защита при скольжении по асфальту в реальном мире. Нецелесообразно предполагать, что скорости, время или расстояния, рассчитанные на основе лабораторных испытаний, будут достижимы в реальных инцидентах, просто потому, что в одних случаях для получения данных используются контролируемые условия и одна спецификация абразивной поверхности, а в других — хаотические обстоятельства, которые могут включать множество факторов, влияющих на результат.

Имея практический опыт использования бетонного основания, использованного при тестировании, можно понять, что оно кажется менее абразивным, чем асфальт, обычно встречающийся на дорогах общего пользования.

Из каждой зоны берутся образцы для проверки, например, на прочность шва и стойкость к истиранию. Например, компания, использующая одни и те же материалы и методы конструирования в двух или более куртках, может получить одобрение в результате одного испытания, при условии, что испытанные детали собраны проверенным способом в пределах испытанных зон, а последующие предметы одежды добавлены к тесту. После того, как эти материалы и методы производства будут одобрены, их нельзя будет изменить, в том числе нельзя будет и поменять конкретного поставщика материала.

Степень безопасности мотоциклетных защитных вставок-протекторов.

Протекторы (защитные вставки от ударов, которыми комплектуется экипировка для езды на мотоцикле) должны быть протестированы на соответствие стандарту EN 1621 — обратите внимание на выдавленную пиктограмму. Различные защитные вставки имеют разные стандарты испытаний, поэтому вы увидите следующее:

EN 1621-1:2012 для защиты плеч (S), локтей (E), бёдер (H), коленей (K) и голеней (L);

EN 1621-2:2014 для защиты спины: полная спина, включая лопатки (FB), только центр спины (CB), и только нижняя часть спины (LB);

EN 1621-3:2018 для защиты груди (цельная или раздельная пластины);

EN 1621-4:2013 для защитных жилетов с механической активацией;

EN 1621-5 для подушек безопасности с электронным управлением (данный стандарт пока находится в разработке);

Все эти протекторы будут иметь рейтинг уровней 1 или 2, причём уровень 2 выше и, таким образом, ещё больше снижает передачу силы удара на тело. Вы можете найти на маркировке ещё индексы T+ и T-, которые указывают на то, что протекторы были протестированы при +40°C и -10°C соответственно. Другие присутствующие буквы будут относиться к предполагаемому использованию (см. буквы в скобках выше). Например, для средств защиты конечностей EN 1621-1 «Тип A» означает, что это наименьший размер вставки, а «Тип B» означает, что это самый большой размер. Размеры защиты спины и груди зависят от длины тела пользователя от талии до плеча.

Будьте очень осторожны, когда компании/продавцы намеренно путают в рекомендации мотоциклетную одежду, одобренную CE (согласно EN 17092 или 13595), с одеждой, на которой установлены только сертифицированные протекторы. Закон о защитном снаряжении для мотоциклов действует достаточно давно, поэтому такого не должно происходить с продукцией известных/легальных брендов. Все поступающие в продажу или комплектующие экипировку протекторы ДОЛЖНЫ быть сертифицированы, но для того, чтобы их можно было использовать с мотоэкипировкой, последняя также должна соответствовать последним стандартам. Поэтому не покупайте защитные вставки, которые не сертифицированы по тем характеристикам, что указаны на экипе. Ещё один маленький нюанс — по европейским правилам, защитные вставки никогда не должны быть вставлены в предназначенные для них кармашки. Это требование сделано для того, чтобы вы сразу видели маркировку протектора.

Когда дело доходит до подушек безопасности, будьте очень внимательны, и обязательно убедитесь, что маркировка сертификации соответствует номерам, указанным выше, поскольку некоторые продавцы, которые не сильно заинтересованы вопросами нашей безопасности, продают якобы «подушки безопасности для мотоциклов» с декларациями о соответствии стандарту BS EN ISO 12402-4:2006. Но дело в том, что это стандарт для индивидуальных спасательных средств на воде, а НЕ для защиты от ударов – и для них просто нет требований мгновенного надувания. А при аварии на мотоцикле это очень критический параметр.

Перчатки для езды на мотоцикле.

Мотоциклетные перчатки должны быть протестированы на соответствие стандарту EN 13594:2015 — обратите внимание на этикетку с пиктограммой ниже.

Перчатки будут иметь номер 1 или номер 2 под пиктограммой мотоциклиста. Уровень 2 — это более высокий класс защиты. Тестирование на обоих уровнях включает в себя оценку способности перчаток сопротивляться срыву при столкновении, прочности на разрыв, прочности шва, устойчивости к порезам, стойкости к истиранию при ударе (на ладони) и защите от ударов суставов пальцев (необязательно для уровня 1; обязательно для уровня 2).

Длина манжеты также оценивается уровнем 1 или 2, поэтому, если это короткая манжета, независимо от результатов других тестов, то изделие всегда будет иметь индекс 1. Если вам попалась пара перчаток с короткой манжетой и индексом 2 на этикетке — то вы уже знаете, что это заведомая подделка.

На перчатках уровня 1 символ «KP» означает, что они дополнительно прошли испытания (опционально) на защиту суставов пальцев. В перчатках уровня 2 должны быть обязательно установлены протекторы, и они должны поглощать больше энергии удара, чем указано для уровня 1, поэтому, если они установлены, вы должны увидеть это под пиктограммой всадника.

Очень важно найти на ярлыке пиктограмму мотоциклиста, кроме самой текстовой формулировки, поскольку некоторые (!) садовые перчатки тоже имеют сертификат CE (под тем же номером), но указывает он на стойкость к окрашиванию кожи рук при работе в земле и намокании! Можно удивляться сколько угодно, но уже не раз были зафиксированы случаи, когда под видом «мотоперчаток», начинающим неопытным райдерам продавали изделия, вполне годные для работы в саду или на огороде, но точно не для езды на мотоцикле.

Мотоциклетная обувь (мотоботы).

Обувь для мотоциклистов должна быть проверена на соответствие стандарту EN 13634:2017 — обратите внимание на этикетку с пиктограммой ниже:

Под пиктограммой и текстом стандартов вы должны найти четыре цифры; либо 1, либо 2. Уровень 2 — это более высокий рейтинг защитных свойств для следующего (в указанном порядке):

Высота ботинка (мотоботы по щиколотку — 1, голенище повыше — 2);

Стойкость к истиранию при ударе;

Стойкость к ударным порезам;

Поперечная жёсткость (сопротивление раздавливанию при попадании ноги под мотоцикл).

Вы также можете найти на ярлыках несколько аббревиатур по необязательным, для сертификации, тестам:

IPA: защита от ударов в области лодыжек;

IPS: защита от ударов на голенях;

WR: протестировано на водонепроницаемость;

FO: Устойчивость подошвы к износу при контакте с топливом;

SRA: сопротивление скольжению проверено на керамической плитке, смоченной разбавленным мыльным раствором;

SRB: Сопротивление скольжению проверено на гладкой стали с глицерином;

SRC: Сопротивление скольжению проверено на обоих вышеперечисленных поверхностях;

WAD: водопоглощение и десорбция футеровочных материалов;

B: паропроницаемость верха обуви;

Хотя эти тесты и являются необязательными, если они присутствуют на мото-обуви, то есть о чём подумать про дополнительные характеристики. Но четыре обязательные цифры уровня защиты покажут вам самые важные характеристики, которые могут предложить разные ботинки. Как и в случае с перчатками, убедитесь, что на ярлыке вы нашли пиктограмму мотоциклиста, чтобы убедиться, что вы покупаете продукцию, предназначенную для использования при езде на мотоцикле.

По закону единственное, что вы ДОЛЖНЫ носить при езде на мотоцикле или мотороллере/скутере, — это шлем. Законодательство не требует использования средств индивидуальной защиты (помимо шлема), но, поскольку вся новая мотоэкипировка автоматически является СИЗ, а последние два года показали, что розничные цены на самом деле не сильно повысились от обязательных испытаний, которые должны проводить производители, нет никаких очевидных причин не пользоваться ею. Конечно, Вы можете кататься в шортах и ​​футболке, если хотите, но мы настоятельно рекомендуем этого не делать. Кроме того, если Вы попали в дорожно-транспортное происшествие с участием третьего лица, любой иск о возмещении ущерба может быть уменьшен страховщиком этого третьего лица из-за Вашей же «сопутствующей небрежности личной защитой здоровья при управлении особо-опасным ТС».

(Visited 259 times, 9 visits today)